Архитектор Анвербек Юмакаев: от социалистического классицизма 1950-х к модернизму 1960-х гг.
Гуменюк Алла Николаевна, Омский государственный технический университет, Омск, Россия
Омская архитектура советского периода имеет конкретные черты своего времени и приобретает собственные благодаря архитекторам, чьи проекты были реализованы на территории города. Творческое наследие архитектора Анвербека Юмакаева – первого заслуженного архитектора РСФСР (1978) фокусирует особенности двух ярко выраженных по своей стилистике периодов советской архитектуры, принципиально отличающих их друг от друга. Проанализировать стилистические особенности и характерные черты творческого почерка А.И. Юмакаева, активно работавшего на переломе двух стилевых направлений: советского классицизма 1950-х и советского модернизма 1960-х – важная задача для исследования омской и сибирской архитектуры в целом.
Имя Анвербека Исматуловича Юмакаева (Анатолия Ивановича) хорошо известно специалистам, работавшим с ним в территориальном проектном институте «Омскгражданпроект», профессорам и преподавателям факультета «Промышленное и гражданское строительство», обучавших студентов в Сибирском автомобильно-дорожном институте (ныне академии), выпускникам факультета, которые учились у него архитектурному проектированию в 1960-1970 годы. Знакомо оно и сегодня старшему поколению проектирующих архитекторов, историкам и культурологам, изучающим архитектуру и городскую среду Омска. На наш взгляд, конференция «Формообразование в дизайне», посвященная 110-летию со дня рождения этого крупного омского архитектора, обращена к молодым исследователям: студентам, магистрантам, аспирантам, интересующимся архитектурой своих городов, и особенно к будущим дизайнерам городской среды, архитекторам, градостроителям, инженерам-строителям.
Биографические сведения А.И. Юмакаева следующие: родился в 17 февраля 1913 года в Пензенской области, в деревне Большое Труево Кузнецкого района. Вместе с семьей в 1926 году переехал в Бийск; там окончил семилетку (1931), работал в геодезическом отряде, учился в вечернем строительном техникуме (1932-1935); успел поработать художником в Бийском государственном музее: в 1935 году поступил в Новосибирске в Инженерно-строительный институт, после окончания которого, в 1940 году был призван в армию, где прослужил до 1947 года; вернувшись, работал в Алткрайпроекте, а в декабре 1948 года уже начал проектировать в омском Проекттресте [1, с. 123].
Творчество архитектора пришлось на время стилевого перелома, когда после Постановления от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», зодчие отказались от советского классицизма – т. н. «сталинского ампира» в пользу рациональной архитектуры, или советского модернизма. Тем не менее, имея отличную подготовку знаменитого Сибстрина, где А. Юмакаев учился у большого мастера неоклассической архитектуры А. Д. Крячкова – культового преподавателя, основателя сибирской архитектуры, принадлежавшего старой петербургской школе, он успел спроектировать несколько зданий в стилистике монументального советского классицизма.
Рис.1. Омский финансово-экономический техникум (ныне Омский филиал Финансово-экономического университета при Правительстве РФ).
1949-1954. Арх. А.И. Юмакаев
В облике мощного объема здания Омского филиала Финансово-экономического университета (бывший Финтехникум; 1949-1955) читаются черты античной греко-римской архитектуры и эпохи итальянского Возрождения, чему отдавали предпочтение еще архитекторы русcкого классицизма последней трети XVIII – первой четверти XIX века (рис.1). Приставные трёхчетвертные колонны портика дорического ордера, перекрытые фризом с триглифами и метопами, и большим треугольным фронтоном относят нас во времена Древней Греции, арочные оконные завершения напоминают об арках Древнего Рима, а ложные окна на главном фасаде, выполненные в духе брамантовых окон, и рустирование нижнего этажа – об архитектуре эпохи Ренессанса.
СССР, страна-победительница в великой войне вновь заявила о себе в формообразовании архитектурных объемов имперским масштабом, торжественностью ордера, как после побед Александра I в наполеоновских войнах. Выходя главным фасадом на улицу Партизанскую здание фланкировало своими боковыми фасадами две улицы: слева – Музейную, справа – Карла Либкнехта, становясь композиционным центром ансамбля улицы.
На углу улиц Музейной и Партизанкой уже стояло здание бывшего Коммерческого училища (ныне Аграрный колледж), построенное в 1916 году по проекту Ф.А. Черноморченко в стиле дореволюционного классицизма 1910-х годов. Оба здания стилистически не противоречили друг другу, разве, что объем здания Юмакаева был более монументальным по своей пластике главного фасада. В 1952 году на улице Карла Либкнехта вновь по проекту А. Юмакаева возводится здание Педагогического института (ныне ОмГПУ), где и в градостроительном, и в композиционном решении фасада видна деликатность архитектора, ансамблевость его мышления. Угловой объем здания также, как и в Коммерческом училище, пластически выделен двумя приставными колоннами в верхнем этаже и трехчастностью оконных проемов, также рустован нижний ярус и оба здания завершены небольшими аттиками. Создается впечатление, что в созданном ансамбле советского классицизма оба объекта играют роль своеобразных пропилей, или кулис для более мощного по своей пластике здания.
Широкая улица Партизанская – бывший Санниковский проспект дает возможность с другой ее стороны оценить ансамблевость застройки.
а б в
Рис.2. Ансамблевое решение ул. Партизанской;
а – Коммерческое училище (ныне Аграрный университет).1910. Арх. Ф.Черноморченко
б – Финтехникум. (Филиал Финансово-экономического университета). 1949. Арх. А. Юмакаев
в – Омский педагогический институт (ныне университет) 1952. Арх. А. Юмакаев
Здание Совнархоза (ныне Омскэнерго) на той же улице Партизанской, проект которого выполнен в соавторстве двух архитекторов, показывает, что в решении фасада преобладает авторский почерк архитектора П. И. Круткина. При использовании классических элементов: треугольного фронтона и пилястр, весь облик фасада суше, сдержаннее, несмотря на барочные приемы разрыва фронтона в его основании и многократного ритмического повторения профилированных тяг и форм капителей пилястр. А.И. Юмакаев предпочитает в этом творческом дуэте отойти на задний план, что говорит об его деликатности, но и об особенности его собственного творческого почерка – тяготении к большим формам и более пластически «сочным» фасадным решениям.
С изменением в середине 1950-х задач, поставленных перед архитекторами – проектировать «без архитектурных излишеств», целый ряд проектов начинают переделывать, некоторые остаются нереализованными. Видоизменению подвергся и проект жилого дома для работников Шинного завода на углу улицы Лермонтова и Проспекта Маркса (рис. 3). С исчезновением угловой башни-бельведера и других «излишеств» пропала и торжественная парадность здания, занимавшего весь квартал, обеднела и высотная красная линия города, не состоялась, к сожалению, и «перекличка» шпилей: проектируемого А. Юмакаевым жилого здания и «дома со шпилем» на Ленинградской площади (1951; Арх. О.Е. Либготт.) Теперь советской архитектуре должна была соответствовать строгость форм, лаконичность художественного образа и экономичность решений. Изначально здание утратило декоративную пышность, но стиль и общие формы остались прежними.
Рис.3. От проекта до реализации. Жилой дом Омского шинного завода. 1955.
Арх. А.И. Юмакаев
Минимализм в архитектуре придет с наступлением «хрущевской оттепели», что позволит обеспечить недорогим жильем большое количество граждан. А. Юмакаев начинает проектировать жилые и общественные здания, применяя новый архитектурный язык. Его авторству принадлежат жилые дома «Турист», «Голубой огонек», «Радость» (1960-е). Интересно, что при всем лаконизме объектов архитектор пытается работать с формой, усложнять компоновку объемов. Примером тому дом № 31 по проспекту Карла Маркса, чей угловой фасад, акцентирует место положения Дворца бракосочетания и свадебного салона «Радость»; такое решение позволило разместить настенную двухчастную композицию «Юность» и «Материнство», выполненную в 1963 году художниками Н. Брюхановым и Н. Третьяковым и Э. Круминьшем в технике сграффито (рис.4). Композиция стала одной из первых образцов официального стрит-арта – «уличного искусства» в Омске, хотя такой термин в шестидесятые годы не употреблялся.
Рис.4. Жилой Дом на проспекте Маркса с Дворцом бракосочетания и свадебным салоном «Радость». 1963. Арх. А.И. Юмакаев. Настенная композицию «Юность» и «Материнство». Техника сграффито. Художники Н. Брюханов, Н. Третьяков, Э. Круминьш
Далее последуют реализация большого количества объектов общественного назначения, среди которых проект здания Почтамта (1963) и совместный проект Киноконцертного зала с будущим главным архитектором города А.М. Каримовым (1967).
Несмотря на всю простоту фасадов здания городского почтамта, оно все также поражает монументальностью формы и четким мерным ритмом оконных проемов. Выносной козырек, некогда присутствовавший над входом в здание, говорил о конкретных стилевых приемах советского модернизма 1960-х годов, который архитектор чутко улавливал (в настоящее время заменен на новую форму, не совсем соответствующую стилю. Арх. М. Чиркина). И как отлично сегодня смотрится на фоне минималистического здания Почтамта памятник архитектуры дореволюционного периода – красная пожарная каланча с ее белыми фигурными деталями (Арх. И.Г. Хворинов).
Совершенно в модернистском ключе выполнено здание Киноконцертного зала, где доминирует рука молодого архитектора А. Каримова (рис.5). Прослуживший на посту Главного архитектора города 30 лет Альберт Миниханович Каримов неизменно называл А.И. Юмакаева своим учителем и вспоминал о нем как об очень деликатном человеке, истинном интеллигенте. Автор статьи, учившаяся по курсу архитектуры у Анатолия Ивановича – так мы его называли, также считает себя ученицей А.И. Юмакаева и подтверждает слова, сказанные главным архитектором города. Евгений Михайлович Кардаев, возглавлявший 15 лет институт СибАДИ и учившийся в конце 1970-х в этом вузе на факультете «Промышленное и гражданское строительство», вспоминает: «Анатолий Иванович Юмакаев – был очень добрым, внутренне добрым человеком. Как мы любили слушать его, смотреть и удивляться, как он своей уже немолодой рукой, твердо чертил параллельные линии на доске – красиво и очень точно» [2].
Рис. 5. Киноконцертный зал. 1967. Арх. А.М. Каримов, А.И. Юмакаев.
Фото из архива ТПИ «Омскгражданпроект» [3].
Анвербек Исматулович Юмакаев, заслуженный архитектор РСФСР (1913-2001), автор более 200 проектов в г. Омске и Омской области – зданий партийных и советских органов, административных зданий, объектов культуры и спорта, медицинских и учебных учреждений, магазинов, жилых домов, на наш взгляд, заслуживает особого внимания исследователей, искусствоведов, историков советской архитектуры и издания полноценной монографии об его объектах, построенных в городе Омске.
Список литературы:
1. Семьдесят лет созидания. Юбилейное издание к 70-летию ОАО ТПТ «Омскгражданпроект» / Трутнев Л.Е. [текст]. – Омск: Издательство ООО «Омскбланкиздат», 2005. – 169 с., ил.
2. Из личной беседы автора с Е.М. Кардаевым. 12.11.2023. Омск.
3. Фото для иллюстраций взяты из открытых источников в Интернете.
Для цитирования: Гуменюк А.Н. Архитектор Анвербек Юмакаев: от социалистического классицизма 1950-х к модернизму 1960-х гг. // Формотворчество в дизайне. Научные статьи XXII Всероссийской научно-практической конференции (29 ноября 2023 года, Омск, Россия). Омск: ОмГТУ, 2023.
© Гуменюк А.Н. 2023