1.jpg


От флигеля до дворца Рождение библиотеки имени А.С.Пушкина в г. Омске

От флигеля до дворца Рождение библиотеки имени А.С.Пушкина в г. Омске

Журнал «Архитектура и строительство» (ООО «Издательский Дом Сорокиной», Омск)
Перепечатка — с письменного разрешения редакции
Первая народная библиотека Омска была основана в 1889 г. обществом попечения о начальном образовании. Ее книжный фонд составлял всего 548 книг для «народного чтения». Она помещалась в маленьком флигеле при бывшем приюте «Надежда» 1854 г. постройки по ул. Полицейской.

В 1893 г. общество попечения о начальном образовании решило преобразовать народную библиотеку в общественную городскую. В 1900 г. в библиотеке насчитывалось 5834 книги (в 11 раз больше, чем 11 лет назад, в год основания), а читателей – 638 человек.

К столетию со дня рождения А. С. Пушкина, 30 марта 1899 г., было принято постановление Городской Думы о создании библиотеки имени великого поэта, где говорилось, что «постройку здания библиотеки берет на себя город». Необходимые для этого 10 тыс. рублей были ассигнованы только в 1904 г. В июле 1905 г. архитектор Г. С. Бартковский выполнил проект пристройки к Городской Думе в том же, русском стиле. Два года продолжалось строительство. В декабре 1907 г. общественная библиотека была открыта.

Из всей пристройки к зданию Думы библиотеке выделили несколько комнат на первом этаже – под читальный зал, квартиру библиотекаря и книгохранилище (еще одно хранилище было в подвале).

До конца 1921 г. библиотека находилась на прежнем месте. Хотя ее площади в послереволюционные годы несколько расширили, но их было явно недостаточно для сильно возросших книжных фондов.

В январе 1922 г. библиотеке предоставили первый этаж бывшего магазина М. Шаниной на Любинском проспекте. В 1923 г. библиотека вернулась на старое обжитое место, – теперь уже полностью заняв здание бывшей городской управы. В 1938 г. библиотеку посетили 210127 человек – по 600 читателей в день.

В 1939 г. председатель омского горплана И. П. Горохов впервые высказал намерение выстроить для городской библиотеки новое здание. Силами города это совершить не удалось. По Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) о мероприятиях по Омской области на третью пятилетку в 1940 г. было заложено 75 тыс. руб. на проектные работы по строительству библиотеки. Областные власти предложили областному отделу народного образования приобрести типовой проект, а горсовету – в течение месяца выделить площадку для строительства. Но началась война…

С середины 1960-х гг. зам. председателя облисполкома И. Д. Яковлев, председатель облплана Е. Д. Похитайло, заместитель председателя горисполкома Н. Г. Грицевич и др. ежегодно ставили вопрос о строительстве нового здания для библиотеки, но на всех уровнях – в Министерстве культуры СССР, Госпланах, Совете Министров РСФСР – был дан, казалось бы, обоснованный категорический отказ: у страны было много первоочередных задач и нужд. «Нас иногда даже стыдили за непонятливость: мол, сколько можно вам объяснять», – вспоминал Е. Д. Похитайло.

Личное знакомство и добрые отношения И. Д. Яковлева с К. Т. Мазуровым, членом Политбюро ЦК КПСС, позволили сдвинуть вопрос с мертвой точки. Из резерва Совета Министров РСФСР была выделена небольшая сумма (200 тыс. руб.), но без стоимости подрядных работ, что, в конечном счете, не решало проблему. В июле 1968 г. решением облисполкома была создана комиссия по строительству новой библиотеки. Ее фонды уже насчитывали более миллиона единиц хранения.

С приходом в 1973 г. нового директора библиотеки Раисы Николаевны Царевой, человека деятельного и энергичного, был вновь поднят вопрос о строительстве библиотеки на 2,5 млн. томов, отвечающей международному технологическому уровню.

Помощь пришла неожиданно. В начале 1970-х гг. кто-то из работников облисполкома извлек из архива то самое Постановление СНК СССР от 1940 года, подписанное Сталиным и Молотовым, – о строительстве в Омске областной библиотеки. С фотографией этого постановления как последней надеждой в Москву вновь отправилась омская делегация.

«И что же? Те самые специалисты, которые настойчиво много лет отказывали нам, отнеслись к нашим предложениям с полным пониманием и поддержкой: «Сам Сталин подписал!». Авторитет Сталина был настолько велик, что и после его смерти некоторые его решения и установки были определяющими при составлении планов. В результате строительство областной библиотеки было включено в народнохозяйственный план» (Е. Д. Похитайло).

Средства на строительство Госплан выделял заказчику – УКСу облисполкома. Город занимался вопросами территориального размещения.

Место – в центральной части города, на ул. Красный Путь – было определено проектом детальной планировки центральной части Омска 1972 г., согласно генеральному плану Омска, разработанному в 1970 г. Архитектурно-планировочное задание и некоторые технические условия были выданы лишь в 1977 г.

На участке в 1,7 га, отведенном в 1980 г. в границах улиц Красный Путь – Певцова – Косарева – Чапаева, стояли только 2-этажный ликероводочный завод и несколько деревянных домиков.

Весной 1978 г. после разрешения Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР начали разработку архитектурного облика библиотеки (ГАП Г. И Нарицына., архит. В. И. Баранов). Проект организации строительства, геологические исследования и топографическая съемка выполнены в 1980 г.
Госгражданстрой «в виде исключения» разрешил строить библиотеку в 14 этажей, «учитывая необходимость создания градостроительного акцента в центральной части Омска на пересечении ответственных магистралей», при условии размещения специализированных читальных залов в части высотного объема.

Представленный в правительственные структуры РСФСР вариант проекта не был согласован по причине его недостаточной технологической обоснованности. Ситуация складывалась критическая: израсходованы немалые бюджетные средства, потрачено значительное время, а результата нет. В этот период Юрий Алексеевич Захаров (1938-2000 гг.), увлеченный данной темой одаренный архитектор, полностью включился в проектирование библиотеки, даже перейдя для этого в другую архитектурно-планировочную мастерскую. Ю. А. Захарову и Г. И. Нарицыной пришлось брать отпуск за свой счет и ехать в Москву, чтобы доработать проект в непосредственном контакте с согласующими инстанциями.

В совместных творческих поисках обозначился совершенно иной вариант здания библиотеки, который в марте 1981 г. был одоб­рен в Министерстве культуры и согласован в Совете Министров РСФСР. Для детальной проработки этого проекта создали творческую группу, в которую кроме авторов Ю. А. Захарова и
Г. И. Нарицыной вошли архитектор Т. Л. Мороз, инженер-конструктор И. Н. Любчич, скульптор В. А. Трохимчук (1949-1998).

Ю. А. Захаров вспоминал: «Архитектурный замысел рождался в процессе глубокого многовариантного творческого поиска, целью которого являлось:

– создать индивидуальный архитектурно-художественный образ, органично вписывающийся в окружающую среду;

– усилить образную сторону произведения архитектуры средствами монументального искусства;

– сформировать посредством благоустройства, озеленения и малых архитектурных форм комфортабельную среду в границах улиц Красный Путь, Фрунзе и Певцова».

Утвержденный правительством проект на 1000 читательских мест предусматривал, однако, снижение высоты этажей книгохранилища с 3,3 м до 2,8 м, поэтому авторам пришлось изменять планировку читальных залов.

Объемно-планировочное решение было в основном сохранено, но высотную часть сместили к центру композиции, приблизив читальные залы к книгохранилищу. Газетный зал, который планировали возвести отдельно, соединив с основным зданием переходом, «переехал» на второй этаж. В сэкономленном строительном объеме отлично поместился полукруглый лекционный зал. Располагаясь на углу магистралей, зал стал «буфером», ограждавшим остальные помещения от городского шума. В проект были заложены прогрессивные на то время технические решения и индустриальные методы строительства: гипсобетонные и каркасно-обшивные перегородки, сборные перекрытия и шахты лифтов, сборная подготовка под полы, чистые полы из мозаичных плит, алюминиевые оконные переплеты и двери, подвесные потолки, пластмассовые трубы, минимум монолитного бетона и кирпича, даже автодороги из сборных плит и многое другое.

Принципиальные конструктивные схемы определяли И. Н. Любчич и В. А. Зайцев, а разрабатывали конструкции молодые специалисты АПМ-3 Л. А. Кузнецова, С. И. Гармс, К. А. Нестерова. Вентиляционную систему проектировала Г. П. Солодовникова, она же вместе с З. Л. Панюковой разрабатывала проект отопления, электроснабжение проектировала Э. Б. Чарская, а санитарно-технические системы – Н. В. Елисеева, Г. Н. Еськова и Т. П. Новикова.

Новый проект представили на ВДНХ СССР, где он получил серебряную медаль, однако градостроительный совет Омска принял проект не сразу, а лишь после некоторой доработки, касающейся в основном места расположения скульптурных фигур, их количества и состава (1985 г.).

Архитектурный совет института отметил большую работу авторов, но рекомендовал в дальнейшем проработать подходы к зданию с учетом пешеходных связей по ул. Красный Путь и будущей станции метро; участок между библиотекой и Домом политпросвещения решить как пешеходную зону; пересмотреть размещение скульптурной группы, предусмотреть возможность компоновки пластичных элементов на плоскостях главного входа и др. По свидетельству Ю. А. Захарова, уточнение образа продолжалось даже после закладки фундамента. «Мы 40 дней и ночей не уходили из института: один вариант сменялся другим, третьим, десятым, мы нашли силы выбраться из множества тупиков. И, наконец, нашли образ библиотеки, придав ей форму строгого морского лайнера с щедрым скульптурным оформлением».

В 1986 г. началось строительство библиотеки. А в трудное для России и области время глава областной администрации Л. К. Полежаев, не колеблясь, принял решение о продолжении строительства библиотеки. Он говорил: «Это здание станет символом истории, духовного богатства нашей нации, ее просвещения. Здесь будет закладываться новый фундамент нравственного богатства, которым всегда была сильна Россия».

На строительство отводились три нормативных года, с 1987 по 1989 гг., но в реальности этот срок утроился…

Возводили библиотеку работники строительно-монтажного треста № 1 под руководством заслуженных строителей Юрия Яковлевича Глебова (фундамент и каркас), затем Бронислава Ильича Кононова. Главными инженерами проекта были в разное время проектировщики Омскгражданпроекта Р. Ш. Абжалимов и В. И. Абаимов.

Концепция библиотеки менялась трижды, но на свайные работы это не повлияло; все принципиальные изменения были согласованы до начала строительства. Качество песчано-супесных грунтов на участке, как показали натурные испытания, было очень хорошим – здание библиотеки высотой 50 м стоит на 8-метровых (!) сваях. Сделали пластовый дренаж с отводом вод в ливневую канализацию. Это позволило заглубить подземную часть до непривычных четырех метров: именно такая высота требовалась для вентиляционной камеры.

Совершенствовали не только образную сторону здания. Потребовалось сложное устройство газового автоматического пожаротушения в высотном объеме. Здесь был устроен первый в городе специальный металлический лифт для пожарных грузоподъемностью 1000 кг – им библиотека пользуется и сегодня. Проектирование и монтаж системы пожаротушения и пневмопочты осуществляло новосибирское предприятие «Спецавтоматика».

С элегантными фасадами никак не согласовывались четыре наружные эвакуационные лестницы. Решение этого вопроса Госстрой оставил на усмотрение местной власти, и их заменили 50-мет­ровой выдвижной лестницей немецкого производства.

Качество выполненной работы получило высокую оценку государственной комиссии, но чего это стоило! На плечи строителей легли трудности первых лет перестройки. На памяти у всех дефицит, скачки инфляции, падение платежеспособности рубля, нехватка средств для финансирования строительства; вовсю пошел в ход бартер. (К слову сказать, еще не до конца оценен этот подвиг строителей – последние долги выплачены только в 2005 г.)

За весь период строительства на этом объекте трудилось более 20 организаций при общей численности рабочих и ИТР в 560 человек при неизменном генподрядчике – тресте №1. Большой вклад в строительство внесли выпускники СибАДИ. Так, А. В. Ильиных, заместитель генерального директора, курировал все вопросы по взаимодействию с субподрядными организациями, начальники СУ-2 А. Б. Лесниченко, СУ-3 – А. А. Киреев и главный инженер СУ-7 Г. Ф. Витан принимали активное участие в разработке и отделке интерьеров и фасадов. СУ-6, возглавляемый А. В. Титирко, смонтировал весь железобетонный каркас здания.

Оснастки на сборные конструкции колонн, диафрагм, лестниц, перегородок для такого здания в Омске вообще не имелось. При содействии омского облисполкома (зам. председателя В. М. Брюханов) на ее изготовление было выделено 200 т дефицитного металла. Индивидуальные железобетонные изделия в основном выполнил омский трест «Железобетон» (главный технолог В. В. Иванов), в том числе на ЗЖБИ №5 – сложные в изготовлении стеновые панели высотной части.

Бригада плотников-бетонщиков М. М. Ковалева практически без выходных работала на устройстве фундаментов, перекрытий, благоустройстве. Бригада штукатуров во главе с Е. И. Анищенко выполнила огромный объем штукатурных работ на всех этажах. Плотники-мозаичники, возглавляемые П. П. Кучером, делали ответственные работы по фасадам и устройству мозаичных полов. Здание облицовано белым известняком Белогорского месторождения. Использованы также мрамор, травертин, а цокольная часть, ступени, элементы главного входа – гранитные. Витражи изготовлены индивидуальные, из анодированного алюминия. В окнах применено трехслойное остекление. В интерьерах использованы натуральный камень, мозаичные и мраморные полы с латунной прожилкой, а также подвесные гипсовые потолки. Отделка интерьеров длилась два года.

Монтажом вентиляции занималась «Сибпромвентиляция» (начальник В. Е. Гельфгат), сантехники – ОМУ-2 (начальник Е. Н. Черников).

И, конечно, на каждом этапе чувствовалась горячая, неутомимая заинтересованность директора библиотеки Раисы Николаевны Царевой, которая пестовала свое «детище» буквально «с колыбели».

Весь ход строительства контролировали: председатель горис­полкома Ю. Я. Глебов, ныне покойный заместитель губернатора А. М. Луппов, начальник УКСа В. В. Попов, затем Е. Б. Цемент, а с начала 1990-х гг. – и сам Л. К. Полежаев.

Строительство библиотеки можно без преувеличения назвать «народной стройкой». «Долгострой» обернулся хорошей профессиональной школой для проектировщиков и строителей.

Библиотечный комплекс состоит из протяженного 3-этажного здания с пристроенным круглым конференц-залом на 200 мест и 12-этажной башни книгохранилища. В 3-этажной части размещены 10 основных читальных залов на 1000 мест и помещения вспомогательных служб.

На первом этаже запроектированы просторный вестибюль с гардеробом, международный отдел и администрация, в цокольном этаже – кафе-столовая, технологические службы, служебный вестибюль и технические помещения.

Со стороны ул. Красный Путь здание библиотеки имеет стилобат, который не только придает торжественность (вход в «Храм книги»), но и маскирует присутствие подвальных помещений. Пологие лестницы чередуются с системой каскадных фонтанов и цветников – прием, примененный Ю. А. Захаровым, который настоял на организации большой площади перед библиотекой.

На главном фасаде, в нишах, установлены восемь скульптур высотой 3,5 м из кованой красной меди. Они олицетворяют 1000-летнюю историю России, представленную выдающимися деятелями своей эпохи. Это Ярослав Мудрый, основатель русской государственности; Сергий Радонежский, символ духовного, философского начала; Андрей Рублев, гениальный иконописец; Николай Карамзин, символ истории как итога прошлого и предпосылки будущего; Александр Пушкин, гений русской литературы; Михаил Ломоносов, первый русский ученый; Михаил Глинка, родоначальник русской музыки; К. Э. Циолковский, проложивший дорогу в космос.

Первоначально этот славный «пантеон» не предполагался, – только одна скульптура слева от входа, а вместо каскадных фонтанов – сложный в плане декоративный бассейн. Число и состав «пантеона» также родились в спорах, – предлагалось разместить от пяти до шестнадцати фигур, однако автор В. А. Трохимчук отстоял именно такой целостный ряд образов, «сгустков созидательной энергии, наиболее ярко выраженной в разных сферах человеческой деятельности».

Скульптурный фриз на северном торце выполнила бригада ленинградского экспериментального скульптурно-произ­водственного комбината под руководством В. А. Трохимчука (соавторы скульпторы М. Ершов, Л. Калибаба, В. Еремин). Сначала композиция была выполнена в гипсе, отлита в бетоне, по которому уже набивались и формовались медные листы, 30-метровый горельеф, опоясавший лекционный зал, отражает историю человечества в поисках Истины; его композиционным и смысловым центром стала фигура Богоматери с младенцем.

Вместо планировавшихся цветных витражей для холлов и вестибюля художник М. И. Слободин (1931-1990) разработал эскизы гобеленов, которые затем были вытканы на омской ковровой фабрике. Их, как и наружных фигур, восемь: «Икар», «Познание», «Материнство», «Кирилл и Мефодий», «Письменность», «Любовь», «Пегас», «Спорт».

Возведенная в 1995 г. библиотека завершила ансамбль улицы Красный Путь, начатый первым «высотным» зданием Омска – обл­исполкомом, (1972-1974 гг.) и продолженный Домом политпросвещения (1974 г.), серией 12-этажных точечных домов и 9-10-этажным ступенчатым домом на углу Красного Пути и Фрунзе с магазинами на первом этаже (1980 г.).

Торжественное открытие белокаменного дворца по адресу: ул. Красный Путь, 11 состоялось в ненастный день 28 апреля 1995 года. От имени строителей Бронислав Ильич Кононов, руководитель строительно-монтажного треста № 1, вручил символический ключ директору Раисе Николаевне Царевой. До 15 июня устранялись недоделки, отмеченные в акте государственной приемочной комиссии, утвержденном губернатором Л. К. Полежаевым. Через два месяца библиотека открылась для читателей.

Президент России Б. Н. Ельцин, посетивший в 1996 г. наш город, назвал библиотеку «великим достоянием страны и нации». Запись президента в Книге почетных гостей была восторженной: «Это национальная гордость не только омичей, но и всей России».

Неоднократно за проект прекрасной библиотеки омские проектировщики удостаивались высоких наград: диплома 2-й степени, серебряных и бронзовых медалей ВДНХ СССР, премии «Золотая капитель», золотой Пушкинской медали и т. д.

Как показало время, библиотека общей площадью 14 тыс. м2 имеет вполне солидный «запас прочности» – читальные залы можно легко трансформировать под выставочные для мероприятий, свободные пространства использовать для различных экспозиций. Рассчитанная на 2 млн. томов сегодня библиотека располагает 3,3 млн. единиц хранения как печатных, так и электронных. Из 162 тыс. читателей ежедневно ее посещают около 1800. Универсальное конструктивное решение позволило использовать помещения для различных целей. Например, одно из них оборудовано под телестудию, а с южного торца устроен вход в ресторан.

Сегодня, когда руководство страны, несмотря на все экономические проблемы, выдвигает на первый план развитие научных исследований, инноваций, реформу образования, усиливает финансирование науки, роль научных библиотек резко возрастает.

И ученые, изобретатели, студенты, все посещающие библиотеку, творческие люди, входя в «Пушкинку», должны с благодарностью вспоминать архитекторов, конструкторов, строителей, скульпторов, которые вложили огромный труд, душу и интеллект в создание этого величественного Дворца книги.

Ж. М. Хахаева, Г. М. Погребинский{jcomments on}

Яндекс.Метрика