ОМСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС
Журнал «Архитектура и строительство» (ООО «Издательский Дом Сорокиной», Омск)
Перепечатка — с письменного разрешения редакции
Одним из наиболее величественных монументальных зданий Омска первой половины XIX века считается Кадетский корпус. Обрастая пристройками, это самое крупное учебное заведение города оставалось таковым на протяжении более 100 лет. В его облике воплотились талант и знания лучших зодчих Омска.
В мае 1813 г. по инициативе командира отделения Сибирского корпуса Г.И. ГЛАЗЕНАПА на средства Сибирского линейного казачьего войска (СКВ) в Омске было открыто первое военно-учебное заведение Сибири – Войсковое казачье училище.
В 1819 г. в училище обучалось 322 воспитанника, и с каждым годом набор все возрастал. Временных помещений стало не хватать, и в 1826 г. учебное заведение перевели в только что выстроенное здание войсковой канцелярии (правления) в Казачьем форштадте на Атаманской улице (сейчас ул. Ленина, 26).
Двухэтажное, на высоком цоколе с шестиколонным ионическим портиком, являющимся главным акцентом строения, здание привлекает внимание соразмерностью своих деталей и стилевой завершенностью. После бывшей гауптвахты (1784 г., ул. Партизанская, 14, облвоенкомат) и казармы в крепости – это одно из самых старых двухэтажных кирпичных зданий, сохранившихся до наших дней.
Архитектор данного памятника русского классицизма в Сибири доподлинно не известен. Документы говорят только то, что составлял смету и руководил строительством хорунжий ЗАХАРОВ. Некоторые исследователи приписывают авторство Александру БРЮЛЛОВУ – брату живописца Карла БРЮЛЛОВА. Однако 24-летний будущий зодчий в 1822 г. уехал изучать архитектуру в Италию и Францию, где и пробыл до 1830 года, и свои архитектурные проекты (Михайловский театр, здание штаба гвардейского корпуса, Пулковскую обсерваторию близ Петербурга и др.) создал только в 30-х годах XIX века, когда наше здание уже было построено.
АМБИЦИОЗНЫЙ ПРОЕКТ
КАПЦЕВИЧА
Возводить войсковую канцелярию для СКВ наподобие дворца каких еще не было в Омске, не было никакой практической необходимости. Население города не превышало 9 тыс. человек (1825 г.). Однако своим рождением монументальное здание канцелярии обязано генерал-губернатору Западной Сибири П. М. КАПЦЕВИЧУ (1772-1840 гг.). В 1824 г. Петр Михайлович выступил с ходатайством о перенесении Главного управления Западной Сибири из Тобольска в Омск, и сам переехал жить в столицу СКВ.
Его имя носила улица дореволюционного города (сейчас ул. Красный Путь). Бравый и образованный генерал, участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии, в т. ч. и битвы при Лейпциге, повидал Европу и знал толк в архитектуре. Наверняка он бывал и в Кельне. В этом немецком средневековом городе в далеком 1248 г., когда его население составляло всего 25 тыс. человек, местные власти приступили к строительству крупнейшего в мире (!) собора длиной 144 м. и высотой 157 м.
Для сравнения – одно из самых высоких зданий современного Омска- библиотека им. Пушкина (1995 г.) – имеет высоту 45 м, а восстановленный Успенский храм – 50 м.
Кельнский собор, как архитектурное звено, разжигал воображение горожан, наполнял людей эмоциональностью огромной силы, побуждал стремления строить великий город.
Таким же, говоря современным языком, амбициозным проектом для Омска стало возведение воинской канцелярии на огромной пустынной площади (270 м х 240 м), предусмотренной новым генпланом города, который разработал видный столичный архитектор В. И. ГЕСТЕ. Никакой экономической необходимости иметь такую площадь на окраине маленького военного города не было. Расчет делался на перспективу и вскоре она стала своеобразным духовным центром.
Генерал-губернатор П. М. КАПЦЕВИЧ хорошо понимал идеологическое воздействие архитектуры на людей. И здание военной канцелярии, не спрятанное в крепости за воротами и оборонительными валами, а размещенное на открытом пространстве, олицетворяло могущество Российской империи на ее южных рубежах и в то же время демонстрировало открытое дружелюбие.
И еще один интересный момент. «Дворовый» фасад практически ни чем не отличается от парадного – тот же торжественный 6-ти колонный портик, те же фронтончики над окнами второго этажа. Аналогов такому архитектурному решению, свойственному традициям классицизма, по-видимому, в городе нет. Все внутренние фасады других зданий, в отличие от лицевой стороны, имеют плоские стены без архитектурных украшений и скромный служебный вход где-нибудь с краю.
ВОЙСКОВОЕ КАЗАЧЬЕ
УЧИЛИЩЕ
Когда канцелярию передали училищу (реальное воплощение лозунга «Все лучшее детям»), то сразу вырос престиж и значимость учебного заведения, а торжественный дворовый фасад нес воспитательную функцию – дисциплинировал кадетов.
В конце 40-х годов в корпусе училища оборудовали домовую однопрестольную церковь во имя Св. Николая (покровителя казачества), выполненную по проекту архитектора Г. С. ВЕРШИНИНА. Бывшего выпускника кадетского корпуса направили учиться в Московское дворцовое архитектурное училище, по окончании которого он вернулся в Омск и занимал должность архитектора родного учебного заведения, а затем архитектора всего СКВ.
НОВЫЕ ПРИСТРОЙКИ
С ростом численности учащихся появилась потребность в новых помещениях, и в 1873-1879 гг. с северной стороны (справа) пристроили 3-этажный объем, вытянутый вглубь участка.
Проект разработал выпускник Санкт- Петербургской академии художеств
Э. И. ЭЗЕТ, в 60-е годы совмещавший обязанности городового архитектора и архитектора СКВ. В 1882 г. к зданию, опять же с северной стороны, но теперь в одну линию с фасадом, пристроили протяженностью в 31 оконный проем 3-этажный учебный корпус, спроектированный тем же архитектором, но по высоте ниже предыдущего. Теперь фасад нового архитектурного комплекса стал самым протяженным в городе и первоначальный корпус с колоннами превратился в его крайнее левое крыло. Уже в советское время, в 1967 г., эту несимметричность устранили, застроив промежуток вдоль ул. Ленина, слева от первого корпуса (1826 г.) до здания штаба (1914 г.), расположенного на углу ул. Короленко. За стилизованным двухэтажным фасадом разместился спорткомплекс. Получившийся архитектурный ансамбль, занимая целый квартал, стал опять крупнейшим в городе.
При реставрации фасадов в 2003 г. стала известна фамилия лепщика – ЗАРУБИН. Ее нашли выполненной каллиграфическим почерком на одной из капителей.
В статье использованы материалы
Н. Лебедевой, И. Шихатова, И. Коновалова{jcomments on}