Свято-Никольский казачий собор
Журнал «Архитектура и строительство» (ООО «Издательский Дом Сорокиной», Омск)
Перепечатка — с письменного разрешения редакции
Вопрос о строительстве храма для Сибирского казачьего войска был поднят в 1829 г. По инициативе А.М. Лукина (временно командовал войском) были собраны пожертвования на его строительство.
В проект был внесен ряд существенных дополнений и изменений (три престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). В 1833 г. новый план был утвержден генерал-губернатором И. А. Вельяминовым и Преосвященным Афанасием. Попечителем храма был избран подполковник Д. Д. Пахомов. Надзор за строительством храма возлагался на переведенного из Томска в Омск полевого инженера-поручика Г. Лещева. Подряд на постройку заключили с крепостным крестьянином Нижегородской губернии Т. Лысаковым.
Местом возведения собора выбрали площадь напротив училища Сибирского линейного казачьего войска. Закладка храма состоялась 15 мая 1833 г. Строительство продолжалось до июня 1840 г. Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П. М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев.
В июне 1840 г., несмотря на недоделки, храм был освящен протоиереем Дмитрием Пономаревым. Три престола собора были посвящены св. Николе Чудотворцу. Георгию Победоносцу, Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице.
Собор представлял собой вытянутый прямоугольник. Над главным объемом возвышался широкий кирпичный барабан с окнами и пониженным куполом, над которым был возведен декоративный полуциркулярный купол. Главный объем продолжала четырехстолпная трапезная («теплая церковь»), перекрытая купольным сводом, завершением которой служила колокольня. Три входа собора были оформлены дорическими портиками. Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным фронтоном.
В сентябре 1897 г. при соборе была открыта четырехклассная школа для девочек. В приходе церкви находились войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (муж. и жен.), Николаевское мужское училище и две казачьих школы в поселках Черемуховском и Новом.
Основные пожертвования поступали от казаков и священников, служивших в этом храме. В 1882 г. из Березова в собор было передано знамя Ермака, по преданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь. В феврале 1918 г. знамя было захвачено казаками атамана Б. В. Анненкова (в декабре возвращено). В 1919 г. утеряно, и судьба его неизвестна. В соборе благославляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. Здесь крестили генерал-лейтенанта Д. М. Карбышева и поэта Л.Н. Мартынова. В апреле 1919 г. в храме состоялась панихида по генералу Л. Г. Корнилову.
В 1921 г. «Община христиан православного вероисповедания» при соборе лишилась права владения зданием и занимала его на правах договора на пользование. Одновременно властями неоднократно проводились конфискации ценностей. В ноябре 1928 г. городской Совет принял решение передать здание под «культурные нужды». Была разобрана колокольня, сняты и отправлены на переплавку купола, над трапезной и притвором надстроены два этажа. В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикации, кинотеатр «Победа». С 1966 г. здание находилось в запустении.
В конце 70-х-нач. 80-х годов, были проведены реставрационные работы. В 1983 г. в бывшем соборе установили орган.
Использованы материалы Н.М. Пугачевой. Впервые опубликовано: Омский историко-краеведческий словарь. 1994 г.
Примечание редактора.
Когда встал вопрос о сносе памятника архитектуры, у противников этой параноидальной затеи «возникла» информация о причастности к разработке проекта храма выдающегося зодчего В. П. Стасова, автора многочисленных построек в Санкт-Петербурге и Москве. Сегодня очевидно, что авторство Стасова не является бесспорным, так как архитектура храма очень напоминает типовой проект из официального каталога проектов церковных зданий первой половины XIX века (Фонд редкой книги Омского государственного историко-краеведческого музея). В личном деле зодчего также нет фактов, указывающих на его участие в омском проекте (Российская публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина).{jcomments on}