1.jpg


ОТ «КРИСТАЛЛ-ПАЛАСА» ДО ОРГАННОГО ЗАЛА

Журнал «Архитектура и строительство» (ООО «Издательский Дом Сорокиной», Омск)
Перепечатка — с письменного разрешения редакции
Зал органной и камерной музыки на ул. Партизанской широко известен не только
в Омске, но и во многих странах Европы. Лучшие органисты и артисты с мировыми именами теперь удивляют и местную публику. А начиналась история с престижного кинематографа «Кристалл-Палас». В 1914 г. скотопромышленник Г. Е. Грязнов решил сделать пристройку к ранее купленной у купца Терехова гостиницы «Россия» (1905 - 1906 гг, арх. И. Г. Хворинов, на углу ул. Партизанской и Ленина, сейчас гост. «Октябрь»). Т.к. на Любинском проспекте свободных мест под застройку уже не было, Григорий Евлампиевич прикупил участок дорогой земли на Санниковском проспекте (ул. Партизанская) слева от гостиницы. Для повышения доходности здание возвели в четыре этажа, разместив в нем кинотеатр — новое развлечение горожан сулило хорошую прибыль.

Г. Е. Грязнов решил сделать кинотеатр роскошным, под стать гостинице «Россия», и на расходы не скупился. Благо средства позволяли —его скотобойня имела оборот в 1 млн., а прибыль составила 200 тыс. руб. за год. Являясь членом биржевого общества, оборотистый казак в 1916 г. входил в пятерку крупнейших предпринимателей города и вкладывал деньги в недвижимость.

Памятуя о катастрофических последствиях пожаров, заказчик решил для строительства использовать новый, доселе редко используемый железобетон в виде перекрытий между этажами. По-видимому, такое решение при строительстве многоэтажных домов в Омске применялось впервые. Перекрытия опирались на стены толщиной в три кирпича (более 80 см). Кирпичи в те времена изготавливали более крупными (270x130x70 мм), в отличие от современных (250x120x65 мм).
При кладке стен кинотеатра использовался цементный раствор.

Так же, как и гостиницу «Россию», пристройку проектировал известный архитектор Илиодор Хворинов, а руководил строительством выпускник Петербургского института гражданских инженеров (1896 г.) Ф.А. Черноморченко. В Омск Федор Андреевич приехал в 1914 г., имея 10-летний опыт работы городским архитектором Самары.

ДОХОДНЫЙ ДОМ В СТИЛЕ ПОЗДНЕЙ ЭКЛЕКТИКИ

Вытянутое вдоль Санниковского проспекта здание является продолжением гостиничного корпуса и имеет такие же фасадные членения первых трех этажей. Совпадают и рисунок окон и основные декоративные элементы - раковины под окном и гирлянды. Окна четвертого этажа оформлены арочным завершением.

Главный фасад на первых двух этажах разделен широкими лопатками (вертикальный плоский выступ в стене), а на третьем — коринфскими сдвоенными колоннами. Правая часть фасада как бы самостоятельна, имеет свою ось симметрии, выделена входом, большими окнами лестничной клетки и завершена фигурным аттиком, за которым видна низкая башня в виде усеченной пирамиды с фигурной решеткой и шпилем по центру. Такое же ограждение установлено между парапетными столбиками.

Как и гостиница, доходная пристройка перегружена лепным декором из-за стремления владельца создать торжественный вид и привлечь к ней внимание.

Здание является памятником архитектуры поздней эклектики, а асимметричное решение фасада, разноразмерные окна и форма аттика добавляют черты стиля модерн (весьма условно — Прим. ред.).

Первые два этажа занимал кинотеатр, а на верхних - связанные узким коридором гостиничные номера и конторские помещения.

Внутренняя планировка кинематографа проектировалась по театральному принципу, возможно, из соображений, что если новый вид искусства как говорится «не пойдет», то можно в этих стенах без перепланировок и больших затрат организовать театр.

На первом этаже кинотеатра расположены вестибюль, кафе и двухярусное фойе с обходным балконом с кружевным металлическим ограждением на уровне второго этажа. Дальний торец холла до сих пор украшает, вероятно, первый в городе фонтан, установленный внутри помещения. Вытекая из бронзовой наяды (в греческой мифологии - нимфа рек и ручьев), вода стекала по двум чашам в бассейн.

Сам зрительный зал выполнен по театральному принципу: партер, амфитеатр, бельэтаж и балкон. На последний можно попасть только со второго яруса фойе. Такой прием в театрах, в т. ч. и в Омском драматическом, позволял разделить состоятельную и бедную публику еще до входа в зал.

Внутренние стены в холле и зрительном зале богато украшены лепниной, созвучной с декором фасада. Дополнением являются маскароны в виде женского лица. По сведениям омского краеведа Ивана Шихатова, автором эскизов стальных ограждений балкона и мраморных лестниц, а также лепных украшений является городской архитектор, выпускник Императорского Московского технического училища (в советское время МВТУ им. Баумана) Павел Филиппович Горбачев (1859 - 1920 гг.). Кованые украшения изготовил кузнец Константин Суханов с сыновьями Николаем и Константином, а лепной декор — военнопленный австро-венгерской армии чешский скульптор Владимир (на родине — Франтишек) Винклер.

Как и гостиница, пристройка отапливалась от собственной домовой котельной, расположенной в подвале. Оттуда через все здание выше крыши поднимается встроенная в стену со стороны двора кирпичная дымовая труба. Такое техническое решение позволило дополнительно обогревать помещения через стену горячим дымом из топки. Сейчас трубу используют в качестве вентиляционного канала. Кстати, во время ремонта между старым и новым корпусами обнаружили закрытые, доселе не известные пустые подвальные помещения.

КИНОЗАЛ

Кинотеатр назвали громким именем «Кристалл - Палас». Его директор Е. А. Плотникова, проживавшая на Думской, 51, весь сбор в день открытия пожертвовала на благотворительные нужды Сибирского казачьего войска. Это событие состоялось 6 декабря 1916 г. — демонстрировали немой фильм «Ночь мести». Кинотеатр быстро стал самым лучшим в городе. В газетах он рекламировался как «построенный по последнему слову техники из железобетона, ввиду чего совершенно безопасен в пожарном отношении». Т. о. Г. Е. Грязнов еще 90 лет назад организовал в комплексе зданий под одной крышей первый в Омске гостинично-торговый и концертно-досуговый центр по высшему разряду. Кинотеатр стал одним из последних крупных дореволюционных построек — городская комиссия приняла здание в феврале 1917 г. Но менее чем через год после открытия кинотеатра грянула Октябрьская революция, и вскоре комплекс национализировали. В 1920 г. Санниковский проспект, названный в честь генерал-лейтенанта Н. И. Санникова, переименовали в Советскую улицу, а спустя два года и кинотеатру дали новое название — «Художественный». Вскоре Советскую снова изменили на хорошо известную омичам Партизанскую.

В 1932 г. эпоха немого кино закончилась, как и профессия тапёра. Первый звуковой фильм «Путевка в жизнь» показали именно в «Художественном». В 60-80-е годы его знали популярные киноартисты всей страны: прекрасный театральный зал со сценой и хорошей акустикой в центре города и наличие гостиницы создавали отличные условия для организации премьерных показов и встреч актеров со зрителями.

Кризис начала 90-х «Художественный» не пережил — в 1994 г. состоялся последний кинопоказ.

ОРГАННЫЙ ЗАЛ

Но здание пустовало не долго. В 1998 г. в него перевезли и установили орган чешской фирмы «Ригер Клосс», который с 1983 г. стоял в бывшем Никольском казачьем соборе вместо иконостаса.

В органе 46 регистров и 3373 трубы длиной от 3 см до 5м, причем последняя весит 170 кг. Для усиления звучания органа его собственный фундамент установлен на полукруглой «подушке» из битого стекла весом окола 7 тонн. Путем установки звукопоглощающих панелей время ревербрации (эхо) доведено до оптимального для органа — около 5 сек. Выдающиеся органисты отмечают хороший уровень звучания омского короля инструментов: его отличительной чертой считается мягкость и благородство. Первые концерты в новом зале начались в 2002 г.

Климат в зале поддерживается специальной системой кондиционирования воздуха и вентиляционных устройств над органом и в районе люстры. Оптимальной считается влажность 55% при температуре 20°С. Повышение температуры всего на 2°С вызывает заметное изменение настройки инструмента.

Кроме органа на сцене в зале стоит единственный в городе рояль немецкой фирмы BECHSTEIN. так что для выступлений музыкантов в органном зале созданы все условия.

Владимир ПАНАСЕНКОВ

При подготовке статьи использовалась информация

Н.Лебедевой, И.Коновалова, С.Якименко, И.Шихатова{jcomments on}

Яндекс.Метрика