1.jpg


Успенский кафедральный собор в Омске

Журнал «Архитектура и строительство» (ООО «Издательский Дом Сорокиной», Омск)
Перепечатка — с письменного разрешения редакции
В последние годы правления Александра III его наследник цесаревич Николай Александрович побывал в Омске при возвращении из путешествия по Востоку и, как повествуют все хроники этого времени, участвовал в закладке Успенского кафедрального собора. Всего для нового православного храма было составлено три проекта: два из них отклонили, несмотря на то, что в соответствии с первоначальным вариантом уже был выведен фундамент, а второй выполнялся одним из первых лиц в архитектуре Омска - областным архитектором К.А.Лешевичем. Официальный Петербург прислал взамен этих проектов чертежи Э.Ф.Вирриха, одобренные в июне 1894 года и получившие в октябре того же года благословение Епископа Тобольского Агафона. Для архитектора Э.Ф.Вирриха факт закладки в 1891 году престолонаследником первого камня в основание собора и значимость самого визита царственной особы в провинцию были очевидными.

Видимо, уже поэтому в образном решении храма упор делается на так называемую “официальную народность”. Воздвигнутый в 1898 году Успенский кафедральный собор олицетворял собой настоящий, хорошо отработанный “русский стиль” официального толка. Выбранные за основу формы храмовой архитектуры середины XVII века композиционно решены в традициях академической классики с применением парадной симметрии. Пятиглавый собор с мощным центральным куполом и высокой шатровой колокольней выглядел торжественно и монументально. Он поражал обилием декора и полихромией фасадов.

 

Успенский собор был четырехстолпным, имел в плане конфигурацию, тяготеющую к восьмиугольнику. Предел с двухъярусной колокольней - восьмерик на четверике; алтарная часть - с полукруглой апсидой. Стремление к живописной пластике объема, подобной свободным композициям церковных сооружений допетровского времени, выразилось в создании многоступенчатого силуэта: от малых шатров крылец через нарастание на высоте боковых и центральных куполов к наивысшей точке - луковке колокольни. В декоративном убранстве собора были использованы традиционные для зодчества Древней Руси детали. Вся эта измельченная и дробная масса, создававшая живописную и подвижную фактуру фасадов, “дисциплинировалась” элементами ренессансного звучания.

Успенский кафедральный собор строили высококвалифицированные омские специалисты, имевшие солидную практику в инженерном деле: архитектор К.А.Лешевич, военный инженер Н.Е.Вараксин, гражданский инженер А.С. Эйнарович.

Храм, замыкая на себе перспективы нескольких улиц, являлся одной из главных градостроительных доминант Омска. Судьба его типична - он был взорван в середине 1930-х годов.

Сохранившаяся после уничтожения архитектурная графика, иконографический материал остаются бесценным культурологическим наследием.

 

А.Н. ГУМЕНЮК, кандидат искусствоведения, 
член Международной ассоциации искусствоведов, 
член Союза архитекторов.

 

ВИРРИХ Эрнест Францевич

ВИРРИХ Эрнест Францевич (настоящее имя: Фридрих Эрнест) родился 20 мая 1860 года в Одессе в мещанской семье. В 1878 году поступил в Академию художеств сначала на живописное отделение, а затем перешел на архитектурное, которое окончил в 1890 году со званием классного художника 1-й степени.

В 1886-1887 годах работал помощником В.В. Шауба, в 1888-1894 годах - старшим техником, помощником архитектора П.Ю. Сюзора, выполнял чертежи и наблюдал за строительством зданий, возводимых по сюзоровским проектам.

В 1894-1896 годах был архитектором Строительного управления по постройке зданий для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде, где, в частности, по проектам А.Н. Померанцева возвел павильоны Художественного отдела, отдела Средней Азии и Императорский павильон. В 1897 году стал старшим техником строительной части Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей, разрабатывал проекты винных складов. Среди ранних построек Вирриха наиболее значительные - Успенский собор в Омске (1891-1898), перестройка Алафузовской больницы в Петербурге (1897-1900, совместно с П.Ю.Сюзором), доходный дом В.А. Ренненкампфа (1897, совместно с Б.И. Гиршовичем). Особняк и мастерская художника Э.К. фон Липгарта (1898-1899) интересны тем, что Виррих впервые использовал здесь бетонитовые камни-блоки - новый экономичный материал.

В 1898 году зодчий приступил к проектированию, а затем и строительству первого из трех выполненных им крупных комплексов - Петербургского Политехнического института им. Петра Великого (1899-1904). Виррих возглавил специально созданную строительную комиссию. В ее работе учитывались не только передовые архитектурные новации, но и функциональные требования, которые были изложены в программе, составленной ведущими учеными и инженерами.

В 1907 году при проведении международного конкурса проектов на здание универмага Гвардейского экономического общества Виррих с И.В. Падлевским получили 4-ю премию. Затем опытный строитель разработал окончательный проект и руководил его реализацией. Первая очередь торгового комплекса была построена в 1908-1909 годах.

В 1908 году Виррих был удостоен звания академика архитектуры.

Универмаг Гвардейского экономического общества. Впервые в гражданском строительстве России здесь был применен в столь широких масштабах монолитный железобетонный каркас. (Постройку вела немецкая фирма «Вайс и Фрейтаг».) Фундамент сделан в виде сплошной плиты, с ней жестко соединены столбы, балки и перекрытия. Два просторных торговых зала решены в виде атриумов, опоясанных многоярусными галереями и перекрытых стеклянным потолком. Каркасная конструкция решительно выведена на фасады, раскрытые высокими и широкими витринами. Здесь зрелый рационалистический модерн выступает явным предвестником конструктивизма 1920-х годов.

Главное здание и Химический корпус выдержаны в монументальных и репрезентативных формах поздней классицистической эклектики, а колонные портики подчеркивают значение этого «храма науки».

Третьей крупной работой, в которой раскрылись новые грани таланта и новаторские идеи зодчего, стал жилой комплекс Бассейного товарищества собственников квартир (1912-1914). Вместе с гражданским инженером А.И. Зазерским он разработал идею и общую планировку. Авторы задумали этот крупный жилой квартал с многоступенчатой организацией пространства.

После 1917 года Эрнест Францевич эмигрировал. В 1921 году он переселился в США, где работал архитектором его сын В.Э.Виррих, который учился в Институте гражданских инженеров, а во время Первой мировой войны был послан в Америку для службы в Военной комиссии и затем поступил в Архитектурную школу Колумбийского университета. В Америке зодчий вернулся к занятиям своей юности - живописи и дизайну. Работал преимущественно художником-экспертом в шелковой индустрии.

Тонкий вкус и талант живописца позволили Вирриху выдвинуться в ряды ведущих специалистов в этой области. Архитектор умер после 1949 года.{jcomments on}

Яндекс.Метрика