8.jpg


Хранитель

Журнал «Архитектура и строительство» (ООО «Издательский Дом Сорокиной», Омск)
Перепечатка — с письменного разрешения редакции
Д.В. Банников, главный редактор журнала «Архитектура и строительство Омской области»

«Дайте, дайте же, наконец, настоящую, окончательную бумагу – не трогать омские парки и скверы! Что ж вы творите?» - как-то воскликнул Михаил Макарович Хахаев незадолго до своей смерти. И он весь в этой фразе: неистовый, прямой, всем сердцем отстаивавший гордость и красоту родного города, его неповторимость и своеобразие…

Архитектурное сообщество Омска и Омской области понесло большую утрату. Наш журнал не стал исключением. В этом году Михаил Макарович был нашим постоянным автором, даря читателям бесценные воспоминания по истории омской архитектуры второй половины 20 века, в частности, о строительстве здания Обкома КПСС, и восстановлению Тарских ворот. Он был не только свидетелем этих событий, но их участником. И продолжение этих публикаций в итоге превратилось бы в отдельную книгу, ибо зодчий до последнего момента был полон планов, надежд, хоть иногда и жаловался на усталость от бесконечных битв. И умер, практически, на ходу…

Михаил Макарович Хахаев родился 16 сентября 1942 года в Красноярском крае. В 1966 году закончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Профессиональную практику начал в Хабаровском крае, откуда через несколько лет перебрался на омскую землю, которой и отдал всю оставшуюся жизнь.

До своего назначения главным архитектором области (1978-2002 г.г.) Михаил Макарович проработал в «Омскгражданпроекте», сперва руководителем группы АПМ-3, потом главным архитектором проектов АПМ-2 и главным архитектором института.

Не будем останавливаться на всех объектах, сделанных зодчим. В любом случае в памяти останутся две крупных градостроительных акции, в которых принял участие Хахаев: СКК «Иртыш»-им. Блинова с прилегающей территорией бульвара Мартынова и Тарский бульвар.

Авторскому коллективу в составе М.М. Хахаева, И.П. Голенко и Л.К. Масловой удалось спроектировать крупный, сложный и эффектный объем СКК, и создать отличную зрительную перспективу по бульвару Мартынова. Даже с незаконченным ритмом из трех высоких домов сменной этажности сегодня это одна из самых красивых территорий современного Омска.

Творческие успехи не раз отмечались государством: заслуженный архитектор РФ, лауреат премии Совета Министров СССР, орден «Знак почета», дипломы различной степени – это далеко не полный список.

На годы государственной службы Хахаева пришелся и размах, с которым велось градостроительство в Омской области в 80-х годах, и страшный стремительный упадок 90-х годов, когда оставалось лишь бессильно наблюдать, как разваливаются результаты многих и многих лет труда.

Но нет худа без добра. Когда общество стало возвращаться к традиционным ценностям, архитектор Хахаев, как человек высокой духовной культуры, приложил все силы для возрождения церковного строительства в городах и селах. По его эскизам и проектам построены часовни и церкви в Щербакуле, Знаменке, Крутинке, Тарском районе. В Омске появилась часовня по ул. Химиков, в Кадетском корпусе, вернулась на свое исконное место Иверская часовня. Последний объект вообще показателен для Хахаева. Возвращение исторической памяти Омску, омичам, всем жителям области было для него смыслом духовного и творческого существования.

С первого же своего появления в Омске, в 1968 году, Хахаев проникся духом старинного города, его величием, красотой и традициями. Многие часы тратил архитектор на фотосъемку старых домов, за свой счет заказывал в БТИ документацию. В итоге возглавил борьбу за сохранение архитектурного наследия города, став на председателем Общества охраны памятников архитектуры и членом Центрального Совета Всероссийского Общества охраны памятников и культуры.

За 30 с лишним сложился уникальный архив, практически энциклопедия, в которой на каждое здание имеется особая папка, а от многих зданий к сегодняшнему дню только эти папки и остались.

Много сил ушло на возрождение Омской крепости. Воспоминания о возвращении Тарских ворот Михаил Макарович опубликовал в предыдущем номере нашего журнала (№8 2005 г.).

Стараниями Хахаева в крепость вернулся и Штабной дом.

Михаил Макарович Хахаев шел по жизни как истинный подвижник, хранящий омскую историю, саму суть Омска, от безжалостного молоха времени, человеческого варварства, тупости и бездумия. И с каким искренним удовлетворением и нескрываемой радостью он узнал о воссоздании Успенского собора, о котором он не раз говорил с особым сокровенным чувством.

И никто из омского архитектурного сообщества не отдал столько сил на объекты, которые являются для нашего общества символами совести и покаяния. По его проектам в Пионерском сквере стоит памятник жертвам политических репрессий, в Кулае (Тарский район) крест с терновым венцом на месте концентрационного лагеря 30- годов, памятники афганцам в Омске и участникам Второй мировой в Лузино и проч. Бескорыстный труд Архитектора и Гражданина измученной в катаклизмах страны.

Работая над своими проектами архитектор всегда скрупулезно прорабатывал их до последних подробностей. Каждый узел и стык прорисовывал вручную, максимально доходчиво и понятно, так, чтобы даже самый далекий от строительства человек смог бы разобраться с чертежами. С особым вниманием относился к градостроительной ситуации, просчитывал все возможный углы зрения и перспективы.

Конечно, многое не удалось сделать или завершить так, как хотелось. Не всегда получалась полноценной работа в правлении омского отделения Союза архитекторов, не все проекты и их реализация оказывались удачны, не все ценные исторические объекты удалось спасти от разрушения. Но ведь это только у ангелов все получается, а бытие безоблачно и лучезарно…

Уходит целое поколение омских архитекторов, жемчужинами своей души и таланта создававшее Омск: Захаров, Юмакаев, Чиркин, Хахаев... Их имена незримо вплетены в дома, улочки и площади нашего города. Но лишь незримо, потому что на улицах и площадях этого города можно увидеть указатели о ком и чем угодно: о космонавтах, героях, революционерах, строителях, поэтах, праздниках, буднях, юбилеях, но только не о зодчих. Пара именных досок о Хворинове и Эзете, да безликий Бульвар Архитекторов, названный будто впопыхах или в насмешку. Мимо омичей проходит не только смерть омских зодчих, но и память о них. Современному поколению архитекторов некогда этим заниматься, поэтому, когда уйдут и они – о них, скорее всего, тоже мало кто вспомнит.{jcomments on}

Яндекс.Метрика